"Даром получили, даром давайте" (Мф 10,8)  

Послание Святейшего Отца на Великий Пост 2002 г.


Возлюбленные братья и сестры,

1. Мы вновь вступаем в Великий Пост, дабы войти в празднование торжества главной тайны веры - тайны Страстей, Смерти и Воскресения Христа. Мы готовимся пережить благословенное время, в которое Церковь призывает верующих к размышлению о спасении, дарованном Господом на Кресте. Спасительный промысел Небесного Отца воплотился в свободном и абсолютном самопожертвовании Его Единородного Сына, совершённом ради человечества. "Никто не отнимает ее (т. е. жизнь) у Меня; но я Сам отдаю ее" (см. Ин 10,18), - заявляет Иисус, приоткрывая завесу над Своей Жертвой, добровольно приносимой во спасение мира. Спаситель, свидетельствуя о великом даре любви, добавляет: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15,13).

Великий Пост, провиденциальное время обращения, помогает нам созерцать удивительную тайну любви. Для этого нам необходимо вернуться к истокам веры, поэтому, размышляя о даре неизмеримой благодати, об искуплении, мы должны осознавать, что все даровано нам Божественной любовью Творца. Дабы поразмышлять об этом аспекте тайны спасения, я избрал в этом году в качестве темы Послания на Великий Пост слова Господа: "Даром получили, даром давайте" (Мф 10,8).

2. Бог добровольно даровал нам Своего Сына: кто же из нас заслужил этот дар? Святой Павел говорит: "Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его" (Рим 3,23-24). Бог, в Своем бесконечном милосердии, возлюбил нас; Его не могла остановить глубокая пропасть, отдаляющая от Него человечество, погрязшее в грехе. Он милосердно призрел на нашу слабость, превратил ее в основание нового чудесного излияния Своей любви. Церковь неустанно провозглашает тайну безграничной благости, прославляя Бога за добровольный выбор и за то, что Ему было угодно не осудить человека, но восстановить его единство с Собой.

"Даром получили, даром давайте" (Мф 10,8). Пусть эхо евангельских слов звучит в сердцах всех христианских общин, совершающих покаянное паломничество к Пасхе. Пусть Великий Пост, напоминая о тайне Смерти и Воскресения Господа, поможет каждому христианину восхищаться в тишине сердца величием Божественного дара. Да! Мы получили даром. Разве вся наша жизнь не отмечена милостью Божией? Начало жизни и ее удивительный расцвет - Его дар. Мы получили жизнь в дар, поэтому ее нельзя считать личной собственностью, и, несмотря на то, что человек владеет средствами для совершенствования своего существования, он не вправе считать себя "хозяином" жизни. Достижения в области медицины и биотехнологий порой способны заставить человека считать себя "творцом самого себя" и поддаться искушению самовольно распоряжаться "древом жизни" (см. Быт 3,24).

Стоит вновь повторить, что не все, что стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу, допустимо с точки зрения морали. Достойны уважения научные изыскания, направленные на то, чтобы уровень жизни более соответствовал высокому предназначению человека, однако ни в коем случае нельзя забывать, что жизнь - дар, который сохраняет свою ценность даже тогда, когда сопряжен со страданием и болью. Этот дар необходимо принять и любить, несмотря ни на что: принять даром и бескорыстно пожертвовать им ради служения ближнему.

3. Великий Пост, напоминая нам о примере Христа, ради нас принесшего Себя в Жертву на Голгофе, особым образом помогает нам осознать, что Господь спас нашу жизнь. Во Святом Духе Спаситель обновляет нашу жизнь и делает нас причастными Своей Божественной жизни, ведущей к единству с Богом и постижению Его Любви. Христианин должен непрестанно с радостью свидетельствовать об этом ни с чем не сравнимом даре. Святой Иоанн пишет в Евангелии: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17,3). Эту жизнь мы получили посредством крещения и должны постоянно питать, с верой отвечая Богу - как лично, так и в общине - молитвой, участием в таинствах и свидетельством о Евангелии.

Даром получив жизнь, мы должны, в свою очередь, даром делиться ею с нашими братьями. Этого требует Иисус, посылая Своих учеников в мир: "Даром получили, даром давайте" (Мф 10,8). Первый дар, который мы призваны разделить с ближними, свидетельствуя о Божией любви - дар святой жизни. Пусть период Великого Поста поможет всем верующим глубже осознать свое особое призвание. Будучи верующими, мы должны быть открыты для жизни, отмеченной "бескорыстием", без остатка отдавая себя служению Богу и ближнему.

4. "Что ты имеешь, - спрашивает св. Павел, - чего бы не получил?" (1Кор 4,7). Любить людей, посвятить себя служению им - вот ответ на этот вопрос. Чем более нуждается ближний, тем более верующий призван служить ему. Не для того ли Бог попускает существование бедности, дабы мы, отвечая на нужды ближних, учились быть свободными от эгоизма и жить в духе подлинной евангельской любви? Иисус ясно говорит: "Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?" (Мф 5,46). Мир ценит отношения между людьми, основанные на личном интересе и стремлении к выгоде; это приводит к эгоцентризму, заставляющему забыть о бедных и обездоленных. Каждый человек, в том числе, неимущий, должен быть понят и любим, вне зависимости от его достоинств либо недостатков. Таким образом христиане становятся апостолами надежды и строителями цивилизации любви.

Очень важно, что Иисус сказал: "Даром получили, даром давайте", призывая апостолов проповедовать Благую Весть о спасении, первом и главном даре Бога человечеству. Христу угодно, чтобы Его ученики распространяли Царствие Небесное, которое уже близко (см. Мф 10,5), поступками, продиктованными бескорыстной любовью. Так поступали первые апостолы, и всякий, кто встречал их, узнавал в них носителей Благой Вести, намного превосходящей их самих. И в наши дни добро, сотворенное верующими, становится знаком, а часто и призывом уверовать. Приходя, подобно доброму самарянину, на помощь ближнему, христиане оказывают не только материальную помощь. В их поступках заключено провозвестие Царствия, свидетельство об истинном смысле жизни, надежде и любви.

5 Дорогие братья и сестры! Давайте подготовимся, чтобы пережить наступающий Великий Пост в делах милосердия к бедным! Открыв для них сердца, мы сможем глубже осознать, что служа ближним, мы отвечаем благодарностью на бесчисленные дары, получаемые от Господа. Мы получили даром, будем же отдавать бескорыстно!

Нет более благоприятного времени, чем Великий Пост, чтобы свидетельствовать о бескорыстии, в котором так нуждается современный мир! В самой любви, которой Бог возлюбил нас, заключен призыв добровольно пожертвовать собой ради ближнего. Я благодарю всех, кто свидетельствует о милосердии делами - мирян, монашествующих, духовенство. Пусть все христиане стремятся к исполнению этой истины, невзирая на условия своего существования.

Пусть Дева Мария, Матерь Прекрасной Любви и Надежды, направляет и поддерживает нас во время паломничества в Великий Пост. С любовью обещаю молиться за каждого из вас, с радостью преподаю Апостольское благословение всем вам, особенно тем, кто день за днем трудится на благо милосердия.


Иоанн Павел II
Ватикан, 4 октября 2001 г.,
память св. Франциска Ассизского.

Сайт управляется системой uCoz