"Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лк 9, 23)  

Дорогая молодёжь!

1. Когда с радостью и искренними чувствами я обращаюсь к вам по случаю нашей ежегодной встречи, перед моими глазами и в сердце всегда живет прекрасный образ великих "Врат" на Римских полях Tor Vergata. Вечером 19 августа прошлого года, открывая XV Всемирный День Молодёжи, в сиянии взгляда распятого и воскресшего Христа, идя рука об руку с пятёркой молодых с пяти континентов, я переступил этот порог, символично входя со всеми вами в третье тысячелетие.

Из глубины сердца я сердечно благодарю Бога за дар молодости, который благодаря вам пребывает в Церкви и в мире (ср. Проповедь на Tor Vergata, 20 августа 2000).

Хочу с волнением поблагодарить Его за то, что позволил мне два последних десятилетия прошлого века сопутствовать молодёжи мира, показывая ей дорогу, ведущую ко Христу, Тому же "вчера, сегодня и всегда" (Евр 13, 8). Одновременно я приношу Ему благодарение за то, что и молодые люди сопутствовали мне и были почти опорой Папы на пути его апостольского паломничества по странам всего мира.

Чем был XV Всемирный День Молодёжи, если не временем интенсивного созерцания тайны Слова, ставшего ради нашего спасения плотью? Не был ли он необычайной возможностью для празднования и исповедания веры Церкви и размышления над новыми путями христианской активности, вместе глядя на мир, ожидающий провозглашения спасающего Слова? Истинные плоды Юбилея Молодых нельзя посчитать по статистике, они - исключительно в делах любви, праведности и каждодневной верности, намного более ценной, хотя зачастую так мало заметной. Тебе, дорогая молодёжь, а особенно всем, кто принимал участие в той незабываемой встрече, я доверил задачу дать миру сплочённое евангельское свидетельство.

2. Обогащённые пережитым опытом, вы вернулись в ваши дома и к обычным заботам, а теперь приближаетесь к празднованию XVI Всемирного Дня Молодёжи на епархиальном уровне, вместе с вашими пастырями.

По этому случаю я хотел бы пригласить вас к размышлению над условиями, какие Иисус предлагает тому, кто решает быть Его учеником: "Если кто хочет идти за Мною, - говорит Он, - отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лк 9, 23). Иисус - это не Мессия триумфа и силы. Действительно, Он не избавил Израиль из-под власти Рима и не обеспечил ему политическую славу. Как истинный Раб Божий, Он исполнил Свою мессианскую миссию в сотрудничестве, служении и уничижении даже до смерти. Он - Мессия, перечёркивающий все схемы и какую-либо огласку, Которого нельзя постичь с помощью логики успеха и власти, часто используемой в мире как критерий результативности проектов и действий.

Придя исполнить волю Отца, Иисус остаётся до конца ей верен; и именно таким образом Он исполняет Свою спасительную миссию для тех, кто верит в Него и любит Его не столько на словах, сколько на практике. Если любовь является условием следования за Христом, то подтверждением подлинности этой любви является жертва (ср. Апостольское Послание "Salvifici doloris", 17-18).

3."Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лк 9, 23). Эти слова выражают определённый радикализм выбора, не допускающий промедлений и отступлений. Это суровое требование, которое произвело впечатление даже на учеников, а на протяжении столетий оно удерживало от следования за Христом многих мужчин и женщин. Но именно этот радикализм и принёс чудесные плоды святости и мученичества, которые укрепляют Церковь в пути на просторе времени. Эти слова и сегодня кажутся скандалом и безумием (ср. 1 Кор 1, 22-25). И всё же с ними нужно сверяться, коль скоро путь, который Бог определил для Своего Сына, тот же, каким должен пройти ученик, решивший следовать за Христом. Нет двух путей, есть только один: пройденный Учителем. Ученику нельзя отыскивать иного.

Иисус идёт впереди и требует, чтобы каждый делал именно то, что совершил Он. Он говорит: "Я не пришёл, чтобы Мне служили, но чтобы послужить; итак, кто хочет быть как Я, пусть станет всем слугою. Я пришёл к вам, ничем не обладая; значит, Я могу требовать от вас оставить любое богатство, затрудняющее вход в Царство Небесное. Я принимаю непонимание, отвержение большинством Моего народа; поэтому и от вас Я могу требовать, чтобы вы принимали непонимание и отвержение, откуда бы они ни приходили".

Другими словами, Иисус требует отважного избрания именно Его пути, выбора, совершённого прежде всего "в сердце", потому что нахождение в той или иной внешней ситуации не зависит от нас. От нас зависит воля быть, насколько это возможно, послушными Отцу, как Он, и готовыми до самого конца принять Его план, который у Него есть для каждого.

4."Отвергнись самого себя". Отвергнуться себя - значит отречься от своих планов, часто ограниченных и мелочных, чтобы принять Божий: это путь обращения, неизбежный в христианской жизни, который привёл апостола Павла к утверждению: "Уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал 2, 20).

Иисус не требует отречься от жизни, но приять её в такой новизне и полноте, которую может дать только Он. Человек укоренил в глубине своего естества тенденцию "думать о себе самом", помещать в центр дел собственную особу как меру всему. Однако следующий за Христом отбрасывает эту концентрацию на себе самом и не оценивает вещи исходя из собственной выгоды. Он проживает свою жизнь в категориях дара и бескорыстия, а не приобретения и обладания. Ибо истинная жизнь выражается в даровании себя, что является плодом благодати Христовой: свободная жизнь, в общине с Богом и братьями (ср.: Gaudium et spes, 24).

Когда жизнь в кругу учеников Христа становится высшей ценностью, тогда все остальные дела в зависимости от этого находят должное место и значение. Кто же опирается лишь на земные блага, окажется в проигрыше, несмотря на видимость успеха: смерть похитит его из груды вещей, но с жизнью, целиком неудавшейся (ср. Лк 12, 13-21). Итак, выбор между "быть" и "иметь", между жизнью в полноте и пустым существованием, между правдой и ложью.

5."Возьми крест свой и следуй за Мною". Как можно превратить крест в предмет украшения, так и слова "взять крест" можно понимать буквально. Но в учении Иисуса это выражение в основном значении лишено первоочередного упора на умерщвление и отречение. Оно не относится главным образом к обязанности терпеливо переносить большие или меньшие ежедневные заботы, а тем более не означает восхваления боли как способа нравиться Богу. Христианин не ищет страдания ради страдания, но любви. Принятие креста является знаком любви и полной отдачи. Несение его за Христом означает соединение с Ним в жертвовании величайшего доказательства любви.

Нельзя, говоря о кресте, не видеть любви Бога к нам, поскольку Бог хочет наполнить нас Своими благами. Приглашая: "Следуй за Мною", Иисус не только говорит Своим ученикам: "Возьми Меня за образец", но и: "Участвуй в Моей жизни и Моём выборе, вместе со Мной посвяти жизнь любви к Богу и братьям". Так Христос открывает перед нами путь жизни, которому, увы, непрестанно угрожает путь смерти. Грех - это путь, отдаляющий человека от Бога и от ближнего, создающий разделение и ослабляющий общество изнутри.

Путь жизни, который принимает и обновляет образ Иисуса, становится путём веры и обращения; путём креста - особенно. Это путь, который ведёт к упованию на Христа и Его спасительный план, к вере, что Он умер, чтобы явить любовь Бога к каждому человеку; это путь, который не пугается неудач, трудностей, отчуждения и одиночества, ибо он наполняет сердце человека присутствием Иисуса; это путь мира, владения собой, глубокой радости сердца.

6.Дорогая молодёжь, пусть тебе не кажется странным, что в начале третьего тысячелетия Папа ещё раз показывает крест как путь жизни и истинного счастья. Церковь от начала верит и исповедует, что спасение только в кресте Христовом.

Распространённая культура вещей преходящих, которая ценит только то, что ей нравится и кажется прекрасным, хотела бы, чтобы вы поверили, что для счастья нужно убрать крест. Как идеал она представляет лёгкий успех, быструю карьеру, сексуальность, лишённую чувства ответственности, наконец, бытие, направленное на самореализацию, часто без уважения других.

Откройте же широко глаза, дорогие молодые: это не путь, ведущий к жизни, но тропка, погрязающая в смерти. Иисус говорит: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет её ради Меня, тот сбережёт её". Он нас не обольщает: "Что пользы человеку приобрести весь мир, а самого себя погубить, или повредить себе?" (Лк 9, 24-25). Истиной Своих слов, звучащих сурово, но наполняющих сердце покоем, Иисус открывает перед нами тайну истинной жизни (ср. Обращение к римской молодёжи, 2 апреля 1998).

Поэтому не бойтесь пути, который Иисус прошёл первым. Вашей молодостью запечатлейте в начинающемся третьем тысячелетии знак надежды и энтузиазма, присущих вашему поколению. Если позволите Божией благодати действовать в вас, если не пренебрежёте вашим ежедневным участием в жизни общества, вы сделаете новое столетие временем, лучшим для всех.

Вместе с вами идёт Мария, Матерь Иисуса, первая ученица, Которая осталась верной под крестом, где Христос доверил Ей нас как детей. Пусть вам сопутствует и Апостольское Благословение, которое я уделяю вам от всего сердца.


Ватикан, 14 февраля 2001
ИОАНН ПАВЕЛ II

Сайт управляется системой uCoz