Нет мира без справедливости - нет справедливости без прощения!  

Послание Папы Иоанна Павла II
ко Всемирному дню мира 1 января 2002 года


1 В этом году Всемирный день мира отмечается на фоне драматических событий 11 сентября. В тот день было совершено ужаснейшее преступление - за несколько минут тысячи невинных людей разных национальностей были чудовищным образом уничтожены. С того момента люди во всем мире еще более остро осознали свою уязвимость и стали смотреть в будущее с доселе незнакомым чувством внутреннего страха. В связи с появлением этих настроений Церковь желает засвидетельствовать свою надежду, основывающуюся на убеждении, что последнее слово в человеческих делах будет не за злом, mysterium iniquitatis (тайной нечестия - прим. ред.). История спасения, начертанная в Священном Писании, бросает яркий свет на всю историю мира, показывая, что ей неизменно сопутствует милосердная и предусмотрительная забота Бога, ведающего пути смягчения самых черствых сердец и снятия хороших плодов даже с высушенной и неплодородной почвы. Именно эта надежда поддерживает Церковь в начале 2002 г.: милостью Божией мир, в котором, как кажется, сила зла опять берет верх, будет превращен в мир, в котором благороднейшие чаяния человеческого сердца смогут осуществиться, мир, в котором восторжествует подлинный мир.


Мир: дело справедливости и любви


2 То чудовищное кровопролитие, что недавно произошло, побудило меня снова обратиться к размышлению, часто исходящему из глубин моего сердца при воспоминании об исторических событиях, оставивших след в моей жизни, особенно юности.

Безмерные страдания народов и отдельных людей (среди которых было много моих друзей и знакомых), перенесенные по вине тоталитарных режимов - нацистского и коммунистического - всегда взывали к моей душе и воодушевляли мою молитву. Много раз я задавал себе вопрос: "какой путь ведет к полному восстановлению так бесчеловечно нарушенного нравственного и социального порядка?". Вывод, к которому я пришел, размышляя и обращаясь к библейскому Откровению, заключается в том, что нельзя целиком восстановить нарушенный порядок иначе, как через слияние справедливости и прощения. Основы подлинного мира и есть справедливость и та особая форма любви, коим является прощение.

3 Но как можно при нынешних обстоятельствах говорить о справедливости и о прощении как источниках и условии мира? Мой ответ таков: можно и должно говорить о них вопреки трудностям, вызываемым этим разговором, хотя бы потому, что о справедливости и о прощении принято говорить как о противоположных понятиях. Но прощение противостоит злобе и мстительности, а не справедливости. Подлинный мир в действительности есть "дело справедливости" (Ис 32,17). Как отмечалось на II Ватиканском Соборе, мир представляет собою "плод порядка, привитого человеческому обществу Божественным Основателем, и воплощать его в жизнь должны люди, всегда жаждущие более совершенной правды." (Пастырская Конституция "Gaudium et spes", 78). Свыше пятнадцати столетий в лоне Католической Церкви звучит учение блаженного Августина Иппонского, напоминающего нам, что мир, к которому следует стремиться всеобщими усилиями состоит в tranqillitas ordinis - в спокойствии порядка (см. "De civitatae Dei", 19,13)

Поэтому истинный мир является плодом справедливости, нравственной добродетели и юридического ручательства, следящего за полным уважением прав и обязанностей и за справедливым распределением благ и тягот. Но поскольку человеческая справедливость всегда хрупка и несовершенна, поскольку подвержена ограничениям, а также личному и коллективному эгоизму, её следует осуществлять и в определенном смысле дополнять прощением, которое исцеляет раны и в полной мере восстанавливает поврежденные человеческие отношения. Это относится как к напряженности, в которую вовлечены отдельные лица, так и к напряженности, существующей в более широком и даже международном масштабе. Прощение никоим образом не противопоставляется справедливости, потому что оно не заключается в пренебрежении законными требованиями восстановления нарушенного порядка. Прощение скорее направлено на такую полноту справедливости, которая ведет к спокойствию порядка, стоящего превыше хрупкого и временного прекращения столкновений, ибо оно является глубоким заживлением кровоточащих в душах ран. Для такого заживления жизненно необходимы как справедливость, так и прощение.

Именно эти два измерения мира я намереваюсь рассмотреть в настоящем послании. В нынешнем году Всемирный день мира предлагает человечеству и, в первую очередь, главам государств, возможность задуматься над требованиями справедливости и призывом к прощению перед лицом серьезных проблем, продолжающих омрачать мир, не последнее место среди которых принадлежит новому уровню насилия, установленному организованным терроризмом.


Явление терроризма


4 Именно мир, основанный на справедливости и прощении, подвергается сегодня нападению со стороны международного терроризма. В эти последние годы, особенно после окончания холодной войны, терроризм превратился в разветвленную сеть политического, технического и экономического пособничества, не знающего национальных границ и расширяющихся настолько, что им уже охвачен весь мир. Речь идет об организациях, часто владеющих крупными денежными средствами. Они разрабатывают широкомасштабную стратегию, уничтожают невинных людей, абсолютно не замешанных в целях, преследуемых террористами.

Используя своих последователей в качестве живых снарядов против невинных беззащитных людей, эти террористические организации явно изобличают питающий их инстинкт смерти. Терроризм рождается из ненависти и вызывает изоляцию, недоверие и замкнутость. Насилие добавляется к насилию в трагическом витке, увлекающем за собой и молодые поколения, которые наследуют таким образом ненависть, разделяющую предшествующие поколения. Терроризм основывается на презрении к жизни человека. Именно поэтому он не только служит началом чудовищных преступлений, но и сам, как разновидность политико-экономической стратегии, является подлинным преступлением против человечества.

5 Поэтому существует право на самозащиту от терроризма. Это право, которое должно, как и всякое другое, сообразовываться с нравственными и юридическими правилами при выборе как целей, так и средств. Личность преступников должна быть соответственным образом доказана, поскольку уголовную ответственность всегда несут конкретные лица и, следовательно, она не может охватывать страны, народы, религии, к которым принадлежат террористы. Международное сотрудничество в борьбе против террористической деятельности должно повлечь за собой и определенное обязательство в политической, дипломатической и экономической области, чтобы дерзновенно и решительно разрешить возможные ситуации, характеризующиеся гнетом и отчуждением, какие лежат в основе террористических планов. Вербовать террористов проще в тех социальных условиях, при которых попираются права и слишком долго терпится несправедливость.

И все же необходимо со всей ясностью заявить, что существующие в мире виды несправедливости никогда не могут использоваться в качестве оправдания террористических актов. Кроме того, необходимо отметить, что к числу жертв беспорядка, которого добиваются террористы, следует отнести, в первую очередь, миллионы людей не способных выдержать крушение международной солидарности. Я имею в виду, прежде всего, страны третьего мира, уже ограниченные узкими рамками выживания, которые были бы наиболее болезненно поражены глобальным экономическим и политическим хаосом. Претензии террористов на то, что они якобы действуют во имя бедных - явная ложь.


Не убивают во имя Бога!


6 Всякий убивающий посредством террористических актов питает чувства презрения к человечеству, проявляя отчаяние в отношении жизни и будущего: с этой точки зрения можно ненавидеть и разрушать все. Террорист считает, что истина, в которую он верует, или перенесенное страдание являются настолько высокими, что дают ему право в ответ уничтожать даже невинные человеческие жизни. Иногда терроризм порождается фанатическим фундаментализмом, возникающим из убеждения в своем праве заставлять всех других принять свой взгляд на истину. Истина же, даже когда она достигнута - что происходит всегда в неполном и несовершенном виде - никогда не может быть навязана. Уважение совести других людей, в которой отражается Образ Бога (см. Быт 1,26-27), позволяет только предложить истину другому человеку, имеющего право затем ответственно принять ее. Претендовать на навязывание другим людям с помощью насилия того, что считается истиной, значит нарушать достоинство человеческого существа и, в конечном итоге, наносить оскорбление Богу, образом Которого он является. Поэтому фундаментализм является поведением, прямо противоположным вере в Бога. Терроризм использует в своих целях не только человека, но даже Бога, превращая Его в идола, используемого в своекорыстных целях.

7 Поэтому никакой религиозный лидер не может быть снисходителен к терроризму и, тем более, проповедовать его. Осквернением религии является провозглашение себя террористами во Имя Божие, совершение насилия над человеком во Имя Божие. Террористическое насилие противно вере в Бога - Творца человека, в Бога, заботящегося о человеке и любящего его. В частности, оно совершенно противно вере в Господа Иисуса Христа, Который научил Своих учеников молиться: "... и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф 6,12).

Следуя учению и примеру Иисуса, христиане уверены, что являть милосердие - означает переживать во всей полноте истину нашей жизни: мы можем и должны быть милосердными, потому что нам была явлена милость Бога, Который есть Любовь (см. 1Ин 4, 7-12). Бог, Который искупает нас благодаря Своему вхождению в историю и через драму Страстной Пятницы приготовляет торжество Пасхи, это Бог милосердия и прощения (см. Пс 103 (102), 3-4, 10-13). Иисус, отвечая тем, кто вменял Ему в вину то, что Он разделяет трапезу с грешниками, сказал: "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы". Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф 9, 13). Последователи Христа, крещенные в Его смерть и в Его Воскресение, должны быть всегда людьми милости и прощения.


Необходимость прощения


8 Но что же означает слово "прощать"? Почему необходимо прощать? Разговор о прощении не может обойти стороной этих вопросов. Возвращаясь к размышлению, которое я уже имел возможность предложить ко Всемирному дню мира 1997 г. ("Даруй прощение, обретешь мир"), я желал бы напомнить, что прощение было заложено в сердце каждого человека еще до того, как проявилось как социальное явление. Только в той мере, в какой утверждаются этика и культура прощения, можно также надеяться на "политику прощения", выражающуюся в социальных деяниях и юридических учреждениях, в которых сама справедливость принимала бы более человеческий облик.

Действительно, прощение - прежде всего, личный выбор, движение души, борящейся со спонтанным желанием отплатить злом за зло. Такое расположение души обретает измерение в любви Бога, принимающего нас вопреки нашему греху, и находит свой высший образец в прощении Христа, молившего на кресте: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк 23, 34).

Следовательно, прощение имеет Божественное начало и измерение. Это, однако, не исключает, что его ценность можно определить и в свете размышлений человеческого благоразумия. На первом месте размышление, касающееся опыта, переживаемого человеческим существом при причинении зла. Тогда он отдает себе отчет в своей слабости и желает, чтобы окружающие были к нему снисходительны. Почему же тогда не делать другим того, чего каждый желает самому себе? Каждый человек питает в себе надежду начать жизненный путь заново и не оставаться вечным пленником собственных ошибок и вины. Он мечтает снова обращать взор в будущее, чтобы открыть новую перспективу доверия и исполнения всех своих обязательств.

9 Будучи человеческим актом, прощение есть, прежде всего, почин каждого отдельного человека в его отношениях с другими людьми. Человек обладает, однако, существенным социальным измерением, в силу которого он устанавливает сеть отношений, выражающую его самого: не только в добре, но, к сожалению, и во зле. Следствием этого является то, что прощение становится необходимым и на социальном уровне. Семьи, группы, государства, само мировое сообщество нуждаются в том, чтобы открыться прощению во имя восстановления прерванных связей, преодоления условия бесплодного взаимоосуждения и торжества над искушением изоляции других людей путем отказа им в праве голоса. Способность прощать лежит в основе любого проекта более справедливого и солидарного будущего общества.

Напротив, отсутствие прощения, особенно если это питает порождение конфликтов, дорого обходится развитию народов. Ресурсы идут на поддержку гонки вооружений и последствий экономических контрмер. Таким образом, не хватает финансовых возможностей для содействия развитию, миру, справедливости. Сколько страданий переносит человечество из-за того, что он не умеет примириться, как отстает, потому что не умеет прощать! Мир - это условие развития, но подлинный мир достигается только благодаря прощению.


Прощение как главный путь


10 Предложение прощения не сразу понимается и нелегко принимается. Это послание в некотором смысле парадоксально. В самом деле, прощение всегда влечет за собой кажущуюся кратковременную потерю, в то время как оно обеспечивает реальное долгосрочное приобретение. Насилие прямо противоположно: оно стремится к скорому приобретению, но по прошествии времени уготовляет реальную и постоянную утрату. Прощение может показаться слабостью; в действительности же, прощение, как предложенное, так и принятое, предполагает наличие большой духовной силы и непоколебимой нравственной крепости. Прощение, не ущемляя личности, ведет ее к более полной и богатой человечности, способной отражать сияние Творца. Служение, которое я исполняю во имя Благой Вести, помогает мне живо ощущать долг, который дает мне силы настаивать на необходимости прощения. Я делаю это и сегодня, в надежде навести на спокойные и взвешенные размышления ввиду обновления в сердцах людей и в отношениях между народами.

11 Размышляя над темой прощения, нельзя не вспомнить некоторые трагические, конфликтные ситуации, которые долгое время питают глубокую и мучительную ненависть, влекущую за собой бесконечную цепь личных и массовых трагедий. Я имею в виду, в частности, происходящее на Святой Земле, благословенном и священном месте встречи Бога с людьми, месте жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа, Царя мира.

Сложная международная обстановка побуждает с новой силой подчеркнуть неотложность разрешения арабо-израильского конфликта, продолжащегося уже, с большей или меньшей остротой, более пятидесяти лет. Постоянное обращение к террористическим актам или военным действиям, усугубляющим общую ситуацию и омрачающим перспективы, должно, наконец, уступить место решающим переговорам. Права и потребности каждой стороны следует учитывать должным образом и рассматривать в равном порядке, и тогда во всех восторжествует жажда справедливости и примирения. К этим возлюбленным народам я вновь обращаю свой горячий призыв, дабы они трудились во имя начала новой эры взаимного уважения и созидательного согласия.


Понимание и межрелигиозное сотрудничество


12 На главах религиозных общин лежит особая ответственность в этих великих усилиях. Христианские конфессии и великие религии мира призваны к сотрудничеству между собой ради искоренения социальных и культурных причин терроризма, превознося величие и достоинство личности и распространяя более глубокое сознание единства человеческого рода. Это особая область диалога и экуменического и межрелигиозного сотрудничества во имя неотложного служения всех религий делу мира между народами.

В частности, я уверен, что иудейские, христианские и мусульманские религиозные лидеры должны взять на себя инициативу и публично осудить терроризм, отказав в каком-либо религиозном или нравственном оправдании всем его приверженцам.

13 Принося общее свидетельство нравственной истины, согласно которой преднамеренное убийство невинных всегда, повсюду и без исключений является тяжким грехом, религиозные лидеры будут способствовать формированию общественного мнения, зиждящегося на нравственных устоях. Именно эта предпосылка необходима для созидания международного общества, способного достигать порядка при условии соблюдения справедливости и свободы.

Эта деятельность не может не направить на путь прощения, который ведет к взаимному пониманию, уважению и доверию. Вклад, который религии могут принести во благо мира и на борьбу с терроризмом, состоит именно в педагогике прощения, потому что прощающий или испрашивающий прощения человек понимает, что есть превышающая его Истина, принимая которую он может превзойти самого себя.


Молитва о мире


14 Именно поэтому молитва о мире не является чем-то "идущем вслед" за заботой о мире. Напротив, она лежит в основе усилий по созиданию справедливого мира, свободы и правопорядка. Молиться о мире - значит открыть человеческое сердце вливающейся в него обновляющей Божией силе. Бог, животворящей силой Своей благодати сможет проложить путь миру даже там, где, как кажется, имеются лишь преграды; Он может укрепить и расширить солидарность человеческой семьи, несмотря на длительные периоды разделений и борьбы. Молиться о мире - значит молиться о справедливости, о подобающем порядке внутри наций и в отношениях между ними. Это значит молиться о свободе, особенно о религиозной свободе как основополагающем гражданском праве каждого человека. Молиться о мире - значит молиться о получении прощения Божия, и, в то же время, о возрастании в мужестве, которое требуюется от любого, кто желает, в свою очередь, простить нанесенные обиды.

Исходя из вышеперечисленного, я пригласил представителей всех религий приехать 24 января в Ассизи, город св. Франциска, чтобы помолиться о мире. Тем самым мы хотим показать, что подлинное религиозное чувство есть неиссякаемый источник взаимного о уважения и согласия между народами; более того, в нем содержится главное противоядие против насилия и конфликтов. В это тяжелое беспокойное время человечество нуждается в напоминании о веских причинах нашей надежды. Именно это мы хотим провозгласить в Ассизи, молясь Всемогущему Богу - согласно яркой просьбе, приписываемой св. Франциску - "дабы Он соделал нас орудием Своего мира".

15 Heт мира без справедливости, нет справедливости без прощения: вот что я хочу провозгласить в этом Послании верующим и неверующим, всем людям доброй воли, которым дорого благо человеческой семьи и её будущее.

Нет мира без справедливости, нет справедливости без прощения: это я хочу напомнить всем главам государств, дабы они в своей непростой деятельности всегда руководствовались общим благом и благом человека.

Нет мира без справедливости, нет справедливости без прощения: это предупреждение я не устану повторять всем тем, кто по той или иной причине питает в себе ненависть, жажду мести и разрушения.

В этот День мира да изольется из сердца каждого верующего горячая молитва о каждой жертве терроризма, об их трагически искалеченных семьях, о всех народах, которые продолжают потрясать террор и войны. Да не обойдет свет нашей молитвы и тех, кто тяжко оскорбляет Бога и человека этими безжалостными злодеяниями: да сподобятся они вновь стать собой и осознать причиняемое ими зло так, чтобы это побудило их отказаться от любого жестокого намерения и направило на поиск прощения. Да сподобится человеческая семья в эти бурные времена обрести подлинный и прочный мир, тот мир, который может возникнуть только при слиянии справедливости и милосердия!


Иоанн Павел II

Сайт управляется системой uCoz