"Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Ин 10,10)  

Послание Святейшего Отца
к X Всемирному дню больных
и работников здравоохранения


1. На протяжении нескольких лет 11 февраля, в день, когда Церковь вспоминает явление Пресвятой Девы Марии в Лурде, мы отмечаем важное событие - Всемирный день больных и работников здравоохранения. В 2002 г. мы празднуем десятилетнюю годовщину установления Всемирного дня больных. Центром торжеств станет известный многим паломникам - почитателям Пресвятой Девы - санктуарий Богородицы Доброго Здравия, расположенный на юге Индии, в Вайланканне. Его часто называют "Восточным Лурдом" (см. Размышления после молитвы "Ангелус", 31 июля 1988 г.).

Миллионы паломников с любовью и упованием, твердо веруя в неослабевающую помощь Богоматери, в трудный момент приходят к святыне, укрытой в зарослях пальм на берегу Бенгальского залива. Вайланканн привлекает не только христиан, но и многих последователей иных религий, особенно индуистов, которые почитают в Богородице Доброго Здравия заботливую и сострадательную Матерь страждущего человечества. В Индии, на земле древней и глубокой веры, санктуарий Богоматери стал местом встречи последователей различных религий и замечательным примером гармонии и межрелигиозного диалога.

Празднование Всемирного дня больных и работников здравоохранения начнется с молитвы о страждущих. Тем самым мы выразим солидарность с немощными, солидарность, рождающуюся из осознания тайны страдания и его провиденциальной роли в Божественном Замысле любви к человеку. Празднование Всемирного дня продолжит размышление над тем, каким должен быть ответ христианина на страдания, бездна которых, как кажется, углубляется день ото дня - и не в последнюю очередь, из-за преступлений и неверной стратегии поведения отдельных людей и человечества в целом.

Изучая вклад органов здравоохранения и больниц, основанных христианами, в своем размышлении мы постараемся подчеркнуть и выдвинуть на первый план подлинные ценности христианства, которыми должна вдохновляться деятельность подобных структур. Следовать за Иисусом, Божественным Целителем, Который - и это тема предстоящего Дня больных - "пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (см. Ин 10,10) значит занять позицию убежденного сторонника культуры жизни и полностью посвятить себя ее защите - от зачатия до момента естественной смерти.

2. Справедливо искать новые и эффективные способы облегчения страдания, однако нельзя забывать о том, что боль - основополагающий аспект жизни человека. В определенном смысле, страдание столь же глубоко, как личность человека, и почти неотделимо от его земного существования (ср. "Salvifici doloris", 3). Достижения медицины и лечение не могут до конца ни объяснить, ни победить страдание. Оно обладает необозримой глубиной и может проявляться по-разному, поэтому его следует рассматривать с точки зрения, выходящей за рамки физиологии.

Мировые религии непрестанно ищут ответ на вопрос о смысле страдания и призывают сопереживать больным и быть с ними милосерднее. И потому именно религия послужила началом практической медицины, направленной на искоренение болезней; история всех вероисповеданий свидетельствует о том, что еще в древности люди заботились об исцелении больных.

Церковь признает, что в трактовке роли страдания, предлагаемой нехристианскими религиями, заключены ценные и достойные внимания элементы, однако она совершенно иначе понимает эту великую тайну человеческого бытия. Чтобы открыть основной и окончательный смысл страдания, "мы должны обратить свой взгляд к Откровению о Божественной любви, единственному источнику смысла бытия" (там же, 13). Ответ на вопрос о смысле страдания - "Бог дал человеку во кресте Иисуса Христа" (там же). Страдание, плод первородного греха, обретает новое значение: оно причастно спасительной миссии Господа (см. Катехизис Католической Церкви, п. 1521).

Мучениями на кресте Христос победил зло, даровав и нам возможность одержать победу. Наши страдания имеют смысл и ценность только тогда, когда мы соединяем их со Страстями Спасителя. Истинный Бог и истинный человек, Христос принял на Себя боль всего человечества и в Нем наше страдание стало спасительным. В слиянии человеческой и Божественной природы боль оказывается благом и превосходит зло. Выражая глубокое единение со страждущими, я горячо молюсь, дабы празднование Всемирного дня больных и работников здравоохранения оказалось для них провиденциальным и помогло им открыть в своей жизни новые горизонты, исполненные глубокого смысла.

Вера учит нас искать смысл страдания в Страстях, Смерти и Воскресении Христа. Ответ христианина на скорбь и страдание ни в коем случае не должен быть пассивным. Движимая христианским милосердием, обретающим высшее выражение в жизни и деяниях Иисуса, Который "ходил, благотворя" (см. Деян 10,38), Церковь выходит навстречу больным и страждущим, принося им утешение и надежду. Речь идет не о простом акте благотворительности, но об усердном и щедром служении, вдохновляемом состраданием и заботой. Оно требует самопожертвования ради блага ближнего, особенно - страждущего (см. "Salvifici doloris", 29). Евангельская притча о добром самарянине красноречиво повествует о высоких чувствах и поступках человека, встретившего страдальца, нуждающегося в помощи. Добрый самарянин - тот, кто останавливается, чтобы позаботиться о страждущем.

3. Поэтому я вспоминаю об огромном числе людей, которые работают в сфере здравоохранения в различных точках земного шара - о директорах больниц, капелланах, врачах, исследователях, санитарах, фармацевтах, фельдшерах и добровольцах. Как было отмечено в Постсинодальном обращении "Ecclesia in Asia", во время визитов в поместные Церкви я с глубоким волнением наблюдал замечательное свидетельство медиков, особенно тех, кто работает с инвалидами и неизлечимо больными, борется против распространения новых заболеваний - СПИДа и др. (см. "Ecclesia in Asia", 36).

Отмечая Всемирный день больных, Церковь выражает благодарность и уважение священникам, монашествующим и мирянам, посвятившим себя добровольному служению в области здравоохранения, тем, кто великодушно заботится о страждущих и умирающих, черпая силу и вдохновение в вере в Иисуса и евангельском образе доброго самарянина. Заповедь Спасителя "сие творите в Мое воспоминание", данная во время Тайной Вечери после преломления хлеба, напоминает о Теле и Крови Христа, принесенном в Жертву за нас (ср. Лк 22,19-20), или, говоря другими словами, о самоотречении ради блага ближнего. Высшее выражение самопожертвования - служение больным и страждущим. Поэтому тот, кто посвящает ему себя, обретает в Евхаристии неисчерпаемый источник силы и стимул к проявлению большего великодушия.

4. Церковь на пути к больным и страждущим руководствуется ясным и законченным образом человека, "который был сотворен по образу Божию и обладает достоинством и правами, которые у него нельзя отторгнуть" ("Ecclesia in Asia", 33). Следовательно, Церковь настаивает на принципе, что далеко не все, что возможно с точки зрения прогресса, морально допустимо. Последние достижения в области медицины накладывают на всех нас огромную ответственность перед жизнью, которая неизменно является даром Божиим, несмотря на этапы и условия своего развития. Мы должны быть бдительными перед лицом любых форм насилия и преступлений против жизни. "Мы... защитники жизни, а не собственники... С момента зачатия жизнь человека вовлечена в дело Божественного творения и неразрывно связана с Творцом, Источником жизни и единственным ее завершением" ("Ecclesia in Asia", 35).

Истоки всех учреждений здравоохранения, основанных и опекаемых христианами, сокрыты в милосердии; они продолжают на земле миссию Иисуса, исцелявшего слабых и больных. Благодаря тому, что в них поддерживается и защищается культура жизни, они отвечают чаяниям всех страждущих. Поэтому я молю Марию, Болящих Исцеление, укрыть покровом Своей любви тех, кто испытывает физические и духовные недуги, и ходатайствовать о всех, кто заботится о немощных. Помоги нам соединять свои слабости со Страстями Своего Сына, дабы мы могли в радостной надежде продолжать свой путь ко спасению в Доме Отца.


Иоанн Павел II
Кастельгандольфо,
6 августа 2001 г.

Сайт управляется системой uCoz