Интернет - новый форум для благовестия  

Послание Святейшего Отца
к XXXVI Всемирному дню
средств массовой коммуникации


Возлюбленные братья и сестры,

1. Церковь во все времена продолжала дело, начатое в Пятидесятницу, в день, когда апостолы, движимые Святым Духом, вышли на улицы Иерусалима, благовествуя на различных языках (см. Деян 2,5-11). С тех пор минули столетия, и евангелизационная миссия Церкви охватила весь мир, христианство "пустило корни" даже в самых отдаленных уголках земли и "научилось" говорить на различных языках, исполняя заповедь Христа проповедовать Евангелие всем народам (см. Мф 28,19-10).

Однако история евангелизации не была ограничена географическими рамками, поскольку Церковь была вынуждена переступать пороги различных культурных традиций, а каждый шаг требовал от нее все большей энергии и творческих сил в проповеди единой Благой Вести Иисуса Христа.

Великие географические открытия, эпоха Возрождения и изобретение книгопечатания, промышленный переворот и рождение современного мира: таковы переходные моменты, питавшие новые формы евангелизации. Ныне, в эпоху апогея информационной революции, Церковь, безусловно, стоит на пороге новых выдающихся достижений. Давайте же в этом году, празднуя Всемирный день средств массовой коммуникации, поразмышляем над темой "Интернет - новый форум для благовестия".

2. Безусловно, интернет - новый "форум", в подлинном, древнеримском значении этого слова. Там разрешались политические проблемы и заключались сделки, отправлялись религиозные обряды; по большей мере, именно там протекала общественная жизнь города, а человек имел возможность продемонстрировать и положительные, и отрицательные стороны своего характера. Форум - многолюдная и шумная площадь; на нее накладывала отпечаток окружающая действительность, но, в то же время, там созидалась особая культура.

Это справедливо и для киберпространства, нового горизонта, открывающегося перед нами в начале третьего тысячелетия. Подобно перспективам, открывшимся перед человечеством в минувшие эпохи, оно представляет собой сплав опасностей и больших ожиданий, не лишено вкуса приключений, присущего времени больших перемен. Для Церкви новый мир киберпространства - призыв к большому приключению, применению на деле накопленного потенциала для проповеди Благой Вести. Этот вызов представляет собой саму суть исполнения в начале тысячелетия слов Христа: "Отплыви на глубину - Duc in altum"! (Лк 5,4)

3. Церковь разумно подходит к этому средству коммуникации, возлагая на него определенные надежды. Подобно другим методам передачи информации, интернет - средство, а не цель. Всемирная сеть может предоставить огромные возможности для евангелизации, если пользоваться ею, осознавая ее сильные и слабые стороны.

Передавая информацию и пробуждая интерес у пользователей, интернет может стать местом первой встречи с Благой Вестью; это особенно важно для молодых людей, ибо для них киберпространство поистине стало "окном в мир". Не менее важно, чтобы христиане действительно могли помочь тому, кто впервые сталкивается с интернетом, перейти от виртуального мира к реальному христианству.

Интернет может стать орудием евангелизации. Там, где христиане не испытывают культурной поддержки, где необходима постоянная катехизация и воспитание в вере, интернет может стать замечательным помощником. В сети уже представлено огромное число источников информации - документы Церкви, Святого Предания и Учительства, обзор деятельности в различных областях, статьи по истории религии. Очевидно, что интернет ни в коей мере не может способствовать глубокому опыту познания Бога - его даруют лишь таинства Церкви - однако он, безусловно, может помочь подготовиться ко встрече со Христом в лоне христианской общины и поддержать новообращенных на пути веры.

4. Необходимо ответить на ряд вопросов об использовании интернета в области евангелизации. Предназначение всемирной сети - мгновенная передача бескрайнего потока информации. В условиях культуры, основанной на видимости, есть риск, что люди будут больше считаться с фактами, чем с ценностями. Интернет предлагает много интересного, однако не учит ценностям; пренебрегая ими, человек перестает правильно оценивать самого себя и легко забывает о ниспосланном свыше достоинстве. Очевидно, что интернет, несмотря на немалый позитивный потенциал, может быть использован не в лучших целях; поэтому те, кто облечен властью, должны гарантировать, что это чудесное средство будет служить всеобщему благу и не станет источником зла.

Наконец, интернет радикально меняет психологию взаимоотношений человека с пространством и временем. Он привлекает внимание к тому, что необходимо человеку в настоящий момент, и, в то же время, легкодоступно; из-за этого может угаснуть интерес к знаниям и развитию самостоятельного мышления. Однако человеку насущно необходимы время и покой, чтобы поразмышлять о загадках жизни, постепенно возрастая в зрелом постижении самого себя и окружающего мира.

Понимание и мудрость - плод созерцания мира, они не проистекают из накопления фактов, пусть даже очень занимательных. Это - результат нашей интуиции, проникающей в суть вещей и связывающей их друг с другом и реальностью. Более того, будучи форумом, на котором все возможно и все изменчиво, интернет способствует развитию релятивистского образа мышления и, порой, приводит к бегству от личной ответственности. Каким же образом в таких условиях мы сможем сохранить мудрость как плод интуиции, а не ослепления информацией, мудрость, различающую добро и зло и основывающуюся на извечной системе ценностей?

5. Благодаря интернету люди могут постоянно общаться друг с другом, что до недавнего времени было неслыханно; это раскрывает удивительные возможности для благовестия. Однако отношения, основанные на достижениях электроники, не заменят личного общения с человеком, необходимого для развития подлинной евангелизации. Ибо она немыслима без свидетельства того, кто призван к благовестию (см. Рим 10,14-15). Каким образом Церковь может "оторвать" людей от обмена мнениями по интернету и подтолкнуть их к более глубокому общению, которое необходимо при евангелизации? Как строить подлинные отношения, исходя из первичного обмена информацией, предоставляемого интернетом?

Нет сомнений в том, что "электронная революция" обещает нам позитивный прорыв в развитии мира; однако есть опасность, что разрыв между коммуникацией и информацией на самом деле усугубит уже существующее неравенство. Как же нам направить революцию в сфере информации и коммуникации, двигателем которой является интернет, в русло служения единству и укреплению солидарности человечества, тесно связанных с евангелизаторской миссией Церкви?

Наконец, в это непростое время я хотел бы спросить: сможем ли мы сделать так, чтобы столь чудесное средство общения, некогда задуманное военными как оружие, служило делу мира? Поможет ли интернет созиданию диалога, взаимопониманию, солидарности и примирению - всего того, без чего невозможен прочный мир? Церковь верит, что это так; поэтому она решительно выходит на новый форум, вооружившись Евангелием Христа, Царя мира.

6. Интернет позволяет воспроизводить миллиарды изображений на миллионах мониторов. Будет ли явлен Лик Христа в этой галактике изображений и звуков? Будет ли слышен Его голос? Ибо мир узнает Благую Весть об искуплении, узрев Его Лик и вняв Его голосу. Вот подлинная цель евангелизации, и только это может создать в интернете пространство для человека, ибо если в нем не будет места Христу - не будет места и человеку. Празднуя Всемирный день средств массовой коммуникации, я призываю Церковь смело переступить новый порог и "отплыть на глубину" всемирной сети, чтобы, как некогда, Евангелие и культура совместно явили миру "славу Божию в лице Иисуса Христа" (2Кор 4,6). Да благословит Господь всех, кто трудится ради этого.


Иоанн Павел II
Ватикан, 24 января 2002 г.,
память св. Франциска Сальского

Сайт управляется системой uCoz